Мстерский художественный музей

   Музей был основан в 1919 году. Экспозиция музея представляет ретроспективу искусства мстёрских художников от XVII в. до настоящего времени. В коллекции современного искусства - лаковая миниатюрная живопись, вышивка белой нитью по тонкому натуральному полотну, мельхиоровые золоченые и серебряные чеканные предметы: посуда и украшения.

Мстёрская вышивка 

6.jpg

7.jpg   Это один из широко известных художественных промыслов Владимирской земли. Еще с XVII в известно искусство вышивальщиц Мстёры. Оно было сохранено и развито как направление современного декоративно-прикладного искусства. Мстёрская вышивка славится тем, что изделия с ней, без лица и изнанки, красиво смотрятся с обеих сторон. Мелкие изящные узоры растительного орнамента, ажурные изображения архитектурных форм и человеческих фигур создаются искусными мстёрскими мастерицами.
Белая гладь – одна из самых нарядных вышивок по белому полю хлопчатобумажных тканей белыми нитками.     
   Цветная гладь – так называемый «владимирский шов», выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета. Считается, что только вышивальщицы Мстёры владеют этой сложнейшей техникой в совершенстве, продолжая художественные традиции прошлого.

Мстёрская лаковая миниатюра 


8.jpg   Одним из центров русской иконописи Мстёра являлась в XVIII веке. К середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» – иконы с множеством деталей и миниатюрными сценами. Коллекции икон Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи свидетельствуют о широкой известности мстёрских мастеров.
   В начале XX в. были заложены принципы нового вида декоративно-художественного искусства – лаковой миниатюры Мстёры. Ларцы и шкатулки из папье-маше украшены разнообразными живописными сюжетами, выполненными темперными красками, которые изготовляли, как и в иконописи, старинным способом на яичной эмульсии. Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок переносится с кальки на крышку коробки с помощью «припороха». Затем производится нанесение композиции – «роскрышь». После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следует приведение цвета к единству – «плави». Заканчивает письмо «бликовка» творёным золотом либо белилами. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.
   Характерная особенность мстёрской живописи – разнообразность, ковровая декоративность, и утонченность разноцветных оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма – красная, охристо-желтая и голубовато-серебристая. В изделиях сочетаются геометрические и растительные узоры. В тематике преобладают бытовые сюжеты, русские сказки, архитектурные и исторические памятники.
   В настоящее время искусство лаковой миниатюры активно развивается, что делает Мстёру одним из уникальных художественных центров Владимирской земли и всей России. 

Адрес: Вязниковский район, пос.Мстёра, пл.Ленина, д.3
Долгота: 41.939398
Широта: 56.374069

23.11.2016

Возврат к списку